КОЛЕСО   журнал
Конкурсы

Конкурсы

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.» - 2009

Мариэтта А. Роз

День, пропахший порохом

В калейдоскопе лет есть множество событий, которые почему-то запоминаешь. Намертво. И сколько бы времени не прошло после, ты все равно будешь помнить тот день или те дни…

В 1998 году детская библиотека, в которой я работала, как обычно, активно готовилась к череде мероприятий патриотического содержания для всех школьных возрастов. Но почему-то в тот год директор решила, что у младших классов должен состояться большой праздник, то есть как раз на моем абонементе.

Готовиться начала заранее. Еще в марте перетрясла стихотворные сборники, посвященные войне. Искала не замыленные произведения, свежие для восприятия. Нашла. Достала пластинки с военными песнями, маршами. Написала сценарий праздника. Директор его утвердила. И в апреле приступила к реализации замысла.

Выбрала 29 школу. В тот год там было как раз три третьих класса. Но в третьем «А» учительница сама по себе была очень активной, и заявила, что ее дети будут танцевать, а несколько девочек споют какой-нибудь романс – все она подготовит сама. Хорошо, - решила я, - задача упрощается! В двух оставшихся третьих классов нашлось десять добровольцев – больше и не надо. Я раздала им листочки с текстами, назначила репетицию.

 

Дети пришли.

Вообще, 29 школа мою библиотеку очень любила. Дети охотно участвовали в мероприятиях. Дети вообще очень любят всюду участвовать!

Стихи ребятишки мои уже кое-как выучили, но рассказывали их скучно. Без огонька. Были видно, что они не совсем понимают, о чем вообще идет речь. Нет! это был не дефект школьного образования – быстро поняла я. Это просто были такие стихотворения.

В них речь шла о мужестве. О мужестве выживания на войне. О мужестве не сдаваться. В них солдаты не кидались под пули с криками «Ура! За Родину! За Сталина!», а просто шли, поджав губы. Им было страшно, но они шли. В них женщины с почерневшими лицами вспахивали землю, боролись за урожай, а маленькие дети стояли у станков.

С традиционными стихотворениями, конечно, было бы проще! Но, честно говоря, они всем уже оскомину набили. К тому же подвиг на войне – это не просто смерть под пулями, это нечто больше. И дети должны были это понять.

 

Мы стали репетировать каждый день. Текст у ребятишек должен был от зубов отскакивать! Но каждый раз, в самом начале мы минут 10-15 слушали военные песни, читали книги, письма о войне.

Большинство книг я взяла со старшего абонемента, например, Василя Быкова. Рядом положила рассказы Альберта Лиханова – они попроще. На детей, особенно на мальчишек, это произвело большое впечатление. Ну, конечно же, книги со старшего абонемента! Взяли домой почитать. Прочли. Взяли еще. И однажды глаза одного из мальчиков, Руслана, когда он читал свой отрывок, вспыхнули!

Проникся, поняла я. Это поняли все.

И всё изменилось.

 

Дети сами активно начали продумывать движения, чтобы не стоять столбом во время выступления – все-таки это инсценировка. На перебой предлагали варианты костюмов.

В общем, в начале мая дети были уже готовы и с нетерпением ждали праздника.

 

7 мая я вдруг узнала, что на мероприятие приведут первый класс 29 школы и один третий класс гимназии № 1. Причем если первый класс придет просто посмотреть выступление, то у третьего есть своя сценка, они хотят ее показать.

Прикинула. Мои детки. Еще один третий класс 29 школы. Гимназисты. Получалось, что по времени выступления будут идти что-то около часа! Ужас просто.

А 8 мая мы вдруг вспомнили, что забыли пригласить ветеранов!

 

Библиотека моя, к счастью, располагалась внутри райончика, застроенного панельными высотками, здесь же неподалеку – дом престарелых. Всем коллективом кинулись по дворам, магазинам в поисках ветеранов.

Нашли.

Приволокли с десяток стариков (одного даже с авоськой – в магазине поймали!). У всех ордена на груди. Трясутся, а глаза горят, как в молодости.

 

В читальном зале расставили стулья. На почетное место усадили ветеранов.

Я занялась пластинками, выставками и прочими приготовлениями. Ветераны сидели тихо, лишь изредка перешептывались между собой.

Первыми пришли первоклашки. В библиотеку вбежали с шумом, гамом, но, увидев стариков, притихли, расселились чинно. Третьеклассники пришли с солидными видом – они уже знают, что будут малыши и чувствуют себя ужасно взрослыми! Правда, сгорбленные, пожухлые старики с яркими пятнами-медалями их тоже несколько смутили. Живые герои!

 

Началось.

Первыми выступали третьеклассники из гимназии. Они громко, торжественно читали традиционные стихотворения. Двигались красиво – видно, что тщательно репетировали. И костюмы хорошие. Ветераны восхищенно хлопали.

Затем вышли дети из третьего «А». Девочки спели два романса. Затем был вальс. Ветераны улыбались.

Затем вышли мои ребятишки. Костюмы у них, правда, были хуже, чем у ребят из гимназии, но читали они гораздо лучше! Ветераны всплакнули.

В конце все дети стоя подпевали: «День Победы порохом пропах!..» Стояли неровно, пританцовывали, взявшись за руки. Все улыбались.

 

В принципе, ребятишки могли уже идти по домам, но они не желали! Малыши облепили стариков и, перебивая друг друга, расспрашивали их про ордена, про войну. Слушали, притихнув.

Когда, наконец, дети ушли, ветераны тоже отправились по домам. Прежде чем уйти, старики всем работникам библиотеки пожали руки, сказали много теплых слов. И ушли. Радостные, твердой походкой. Состарившиеся герои. Молодые старики.

 

7 мая 2009 г.

 

payday loans near me no credit check

 



с начала